Цены на яйцо в Казахстане зависят исключительно от рынка – эксперт
Складывающиеся цены на яйцо в Казахстане зависят исключительно от условий рынка. Об этом сообщил генеральный директор «Акмола-Фениск» Максим Божко, передает корреспондент BNews.kz.
«Рост цен или падение цен на яйцо зависит только от ситуации на рынке. Она не зависит в основном от нашей себестоимости, количества субсидий или госрегулирования», - сказал он.
«То, что Минсельхоз заявил о переходе от государственного регулирования к адресной поддержке по ценам на хлеб, мы, однозначно, поддерживаем, и также считаем, что по птицеводческой продукции, то есть яйцо и мясо птицы, мы должны быть в таких же условиях. То есть цена на продукты питания, неважно хлеб это или мясо, или яйцо, она должна складываться из рыночных отношений, - подчеркнул бизнесмен. – Птицефабрики не могут решать: поставить сегодня одну цену, а завтра другую. Все зависит только от рынка, потому что яйцо – это товар совершенной конкуренции».
По его словам, в Казахстане насчитывается 35 фабрик, производящих яйцо, в России – 300, и все они находятся в едином таможенном пространстве.
«Сегодня как казахстанские птицеводы поставляют яйцо в Россию, так и российские – в Казахстан. Это перемещение происходит постоянно, круглый год в последние 10 лет, сколько мы занимаемся этим бизнесом. Как только в Казахстане, допустим, какая-то фабрика решит опустить цену ниже рыночной, в этот момент покупатели за 2-3 дня заберут весь объем, тогда фабрика останется без товара. Как только фабрика поднимет цену выше рыночной, у нее наоборот товар стоит и не продается. Это то, что мы видели в начале года, когда курс рубля был 2,5 тенге, тогда дешевые яйца из России в Казахстан заходили в огромном количестве. И мы должны были продавать яйца ниже своей себестоимости, потому что рынок диктовал такие условия», - привел пример М.Божко.
Кроме того, рост цен на яйца зависит и от сезона. К примеру, летом спрос на яйцо сильно падает, так как люди начинают больше потреблять овощи и фрукты.
«Тогда спрос на яйцо реально падает, в этот момент цена падает и в Казахстане, и в России, и в Кыргызстане, и Беларуси. И весь май, июнь, июль, август птицефабрики работают в убыток, они вынуждены продавать яйца ниже себестоимости, это опять же, потому что рынок так диктует. Как только начинается осенний и зимний периоды, цены возвращаются, они поднимаются, и нас обвиняют, что мы поднимаем цены. Хотя никто не говорил о том, что летом мы продавали в убыток. Если сравнить цены в октябре и в июле, то произошло увеличение в два раза. Но это не потому, что фабрики захотели получить какую-то сверхприбыль, а потому что это рынок. И это происходит каждый год, что четко видно по графикам ценообразования. Мы это постоянно показываем и в Минсельхозе, и в Комитете по защите прав конкуренции», - проинформировал он.
Также Максим Божко заверил, несмотря на то, что себестоимость продукта увеличилась в связи с политикой инфляционного таргетирования, это не является ключевым фактором роста цен.
«С учетом конечно, того что курс отпустили в свободное плавание у нас себестоимость тоже выросла, потому что некоторые компоненты завозятся из-за границы: это витамины, аминокислоты, цыплята. Естественно, себестоимость выросла, но при этом цена, какая бы ни была себестоимость, регулируется только рынком: есть спрос – цена растет, нет спроса – цена падает», - заключил он.
При этом М.Божко отметил, что пока прогнозировать рост цен никто не может, но высказал уверенность в том, что с наступлением летнего периода цена на яйцо упадет вне зависимости от курса и себестоимости.
Источник: www.bnews.kz