Розничный ритейл Казахстана. Перспективы развития в 2017 году.
В 2015-2016 годах экономика Казахстана подверглась воздействию отрицательных внешнеэкономических факторов, которые в свою очередь отразились на всех ключевых макроэкономических показателях, а также привели к снижению объема розничной торговли в Казахстане на 0,4%, тогда как за период 2010-2015 гг. средний рост объема розничной торговли составлял 13,4%. Причиной данного снижения стала инфляция, а, следовательно, и снижение реальных доходов населения, что привело к уменьшению потребительской активности.
В то же время, в процессе анализа данных по объему розничной торговли за период январь-февраль 2017 года (1,1 трлн. тенге), в сравнении с периодом январь-февраль 2016 года, в котором объем розничной торговли составил 985 млрд. тенге, в 2017 году наблюдается устойчивый рост на 14%, в том числе рост группы «Торговые предприятия и организации» за вышеуказанный период составил 24%, рост группы «Индивидуальные предприниматели (в том числе рыночная торговля)» составил 2%. В целом, наблюдается постепенное увеличение доли объема розничной торговли предприятий и организаций в сравнении с рыночной торговлей. За период январь-февраль 2017 года к январю-февралю 2016 года данное увеличение составило 5%.
Источники: Комитет по статистике МНЭ РК, анализ РА РФЦА
Учитывая прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2017-2021 годы (МНЭ РК)[1], предполагается рост потребительской активности на протяжении 2017 года, которая в свою очередь, будет стимулировать рост объема розничной торговли в Казахстане в среднем на 4,97% в сравнении с 2016 годом.
Источники: Комитет по статистике МНЭ РК, анализ РА РФЦА
Объем розничной торговли в 2017 году, прогнозируется на уровне 8 трлн. тенге, из которых 4,3 трлн. тенге составит торговля предприятий и организаций, а рыночная торговля, в свою очередь, составит 3,7 трлн. тенге.
Таким образом, учитывая прогнозируемый рост объема розничного ритейла, в котором большую долю будет занимать торговля предприятий и организаций, соответственно данное направление выглядит весьма перспективно. Учитывая вышеизложенное, были выявлены и структурированы сильные и слабые стороны розничной торговли организациями, а также потенциальные возможности и угрозы данного вида деятельности (SWOT-анализ).
В настоящее время в сегменте розничного ритейла в Казахстане работают как крупные международные сети, так и местные ритейлеры. Международные ритейлеры представлены компаниями: Migros с брендом «Ramstore» (Турция), Carrefour (Франция), METRO Cash & Carry (Германия).
В 2017 году, по некоторым данным, планируется выход на рынок Казахстана международных DIY-ритейлеров Leroy Merlin (Франция), OBI (Германия). Кроме того, имеется информация по ведущимся переговорам о выходе на казахстанский рынок международных ритейлеров Auchan (Франция), IKEA (Нидерланды).
Учитывая растущий интерес к казахстанскому рынку розничной торговли со стороны международных игроков, данные проведенного SWOT-анализа, а также ожидание дальнейшего роста потребительской активности в Казахстане на протяжении 2017 года, прогнозируется последовательное развитие казахстанского розничного ритейла, поскольку ожидается постепенный рост спроса на организованную розничную торговлю, что несомненно приведет к увеличению интереса к сектору розничного ритейла со стороны международных и региональных инвесторов.
Опубликовано АО «Рейтинговое Агентство Регионального Финансового Центра города Алматы» (РА РФЦА)
Аналитик
Поляхов Игорь
Источник: www.rfcaratings.kz